Психологическая характеристика героя

В картинах Агишева и Ишмухамедова психологическая характеристика героя обычно растушевывается в потоке авторского лиризма, которым высветлен внутренний мир героя. Главный герой этих художников, как правило, и объект исследования, и своего рода призма, сквозь которую рассматривают они действительность вокруг него. Не случайно так важна, даже самоценна атмосфера их лент. Это элемент содержательный, смысловой, а не фоновый. В «Юности гения» важна, быть может, не столько историческая достоверность фактуры, примет быта, реальных фактов (они существуют в фильме скорее как условные знаки, обозначающие время), сколько психологическая достоверность атмосферы, в которой растет и формируется сознание, духовный мир их героя. На реальной исторической основе создан фильм, который менее всего — историческая хроника. Скорее — лирический, опоэтизированный портрет эпохи, где важно не фотографическое сходство воспроизводимых черт, а художественный образ, целостная картина, складывающаяся подобно мозаике — из фрагментов действительности. Хусейн — личность, свободно существующая в этой атмосфере, личность, отразившая мир в себе.

Нужна недвижимость в Тольятти? Тогда наша компания вам поможет. Загляните.

Для авторов фильма гениальность Хусейна — это прежде всего феноменальность духа, исключительная тонкость восприятия и лишь затем — энциклопедический ум великого ученого. И, в сущности, история формирования гуманиста для них важнее истории формирования ученого. Те самые «сто неизлечимых» по совету эмира следовало бы принять как данность и смириться. Но можно ли поделить зло на то, с которым нужно и можно бороться, и то, с которым бороться бессмысленно и нельзя? Прагматичное сознание ответит на этот вопрос утвердительно. Для сознания гуманистического он просто невозможен. Основа гуманистического сознания — уж простите за трюизм — все-таки вера в победу над злом, в торжествующую силу добра.

Юность гения в интерпретации Агишева и Ишмухамедова — это процесс формирования системы нравственных ценностей, духовного самоопределения личности; выбора жизненного пути в смысле не рода занятий, а стиля бытия. Поэтому-то так важен в фильме тот микроклимат, в котором возникает, прорастает «субстанция гениальности», «субстанция гуманизма», где естественно воспринимать человека как меру всех вещей, а гармонию — как естественное состояние мира.

Эта среда, этот микроклимат и оказываются центральным предметом художественного анализа. Наверное, поэтому в фильме так много персонажей и эпизодов, исторически достоверных или вымышленных, не имеющих прямого отношения к развитию сюжета, но принципиально важных для фильма в целом.

Встреча с повзрослевшей Айаной (Р. Кубаева), возвращенное ей зрение, история взаимной любви Айаны и Хусейна внезапно рождают эпизод необязательный, тормозящий и без того неспешное движение фабулы, но исключительно важный для духовного строя ленты: праздник огня у зороастрийцев, смысловой и художественный эпицентр поэтической легенды о юности гения.

Сцена празднества зороастрийцев, с изысканным ритуальным обрядом, с традиционным сожжением рукотворного дракона, сконцентрировала, образно воплотила то ощущение безграничного счастья, красоты жизни, гармонии мироздания, что переполняло юного Авиценну и постепенно конденсировалось в его душе.